ОАЭ
Россия
Польша
Франция
Италия
Германия
США

«Еще ни один абонент не остался без ответа»

29.12.2016
«Еще ни один абонент не остался без ответа»

Путешествия, безусловно, расширяют кругозор. Однако порой выезд за границу может обернуться нежелательным форс-мажором. Поэтому так важно уточнить нюансы миграции еще до отъезда. С руководителем инфолинии по безопасному выезду и пребыванию за границей Программы «Ла Страда» Ириной Варвариной говорим о неожиданных вопросах потенциальных мигрантов, трудностях перевода и географических предпочтениях белорусов.

– Ирина, расскажите о работе линии в этом году. Что нового и необычного произошло за последние месяцы?

и. варварина.jpg– В этом году, как и обычно, работаем по плану: отвечаем на вопросы абонентов с 8.00 до 20.00. В этом году у нас появилась новая услуга. С марта на сайте www.lastrada.by запущен сервис по онлайн-консультированию. Стоит сказать, что услуга пользуется популярностью: с момента запуска ею воспользовались уже около 1000 абонентов. По статистике, этот вид коммуникации в большей степени интересует мужчин. Например, в ноябре 52% онлайн-обращений поступили от мужской аудитории.

– Какие вопросы задают абоненты?

– По-прежнему много вопросов у абонентов по трудоустройству за рубежом: около 33% всех обращений связано с этой темой. Традиционными остаются вопросы, связанные с заключением/расторжением браков с иностранцами и паспортно-визовым режимом (по 12% соответственно).

По сравнению с прошлым годом стало больше вопросов о путешествиях в экзотические страны. У нас спрашивали про безопасность поездки, о медицинском обслуживании, необходимых прививках, визовом режиме в таких странах, как Кения, Колумбия, Намибия, Перу, Гана.

В нашей практике довольно часто бывают звонки, когда абонент еще не определился со страной для выезда, поэтому вопросы задает довольно неопределенные: например, «посоветуйте, куда переехать, где можно устроиться на работу, как это можно сделать легально?».

Даже в таких ситуациях человек не остается без помощи. Обычно мы даем первичную информацию по теме, объясняем, какие шаги необходимо сделать, чтобы осуществить свои желания. Рассказываем алгоритм действий по поиску вакансий, легального трудоустройство в разных странах, сотрудничества с фирмами, помогающими в поиске работодателя за рубежом.

Однако мы не можем решить за человека, куда уехать, какую вакансию выбрать. Существует множество индивидуальных факторов, – знание иностранного языка, предпочтения, мечты, способности, образование – о которых мы не знаем.

Плюс в том, что к нам можно обратиться неограниченное количество раз – при возникновении дополнительных вопросов, связанных с миграцией.

Вообще меня очень радует, что люди задумываются о легальности своего пребывания за рубежом. Иммиграция или долгосрочные поездки за границу всегда связаны со стрессом, а если появятся еще и проблемы с иммиграционным законодательством, то это может стать серьезной проблемой.

– О чем рассказывают абоненты: куда и зачем хотят уехать?

– Если говорить о географии выездов, то по статистике Программы «Ла Страда», больше всего обращений касается Польши (11%), России (10%), а также Германии (6%), Италии (4%), Израиля (3%).

Интересно, что довольно много запросов связано с Беларусью (6%). Так что не только белорусы уезжают искать счастья за рубежом, но и иностранцы стремятся приехать к нам. А иногда люди возвращаются из-за рубежа, где провели много лет, и теперь интересуются особенностями таможенного, паспортно-возового режима при пересечении границы.

Как всегда много запросов касается трудоустройства в соседних странах: в Польше и России.

Многие Российскую Федерацию не считают иностранным государством: иностранный язык знать не нужно, что является немаловажным фактором для людей, которые не претендуют на высококвалифицированные профессии.

Абоненты в этом году стали активнее интересоваться вопросом трудоустройства в Израиле. Возможно, граждан привлекает высокий уровень благосостояния этой страны. К тому же многие слышали новость о введении безвизового режима между нашими странами. Правда, далеко не все хотят разбираться в том, что въезжать без визы разрешено только с целью туристических краткосрочных поездок.

У нас спрашивают о возможностях трудоустройства в этой стране на 3-6 месяцев. Люди думают, что раз срок работы небольшой, то и виза не нужна. Но это не так. Приходиться разъяснять, что по-прежнему для трудоустройства в Израиль на любой строк требуется пройти достаточно сложную процедуру получения разрешения на работу, а также оформления рабочей визы.

Гражданам Беларуси виза при трудоустройстве не требуется только в России – и это единственное исключение.

Довольно много вопросов связано с заключением брака с иностранцами – гражданами Италии, Турции, Франции, Германии.

– На все ли вопросы могут ответить консультанты? Не ставят ли абоненты порой в тупик?

– К нам можно смело обращаться по любым вопросам. Да, действительно, есть вопросы, на которые консультант не может ответить в полной мере, поскольку они не входят в сферу нашей компетенции: это сфера налогообложения, пенсионного обеспечения граждан, проживающих некоторое время за рубежом и т.д. В таких случаях необходимо дополнительно обращаться в Министерство по налогам и сборам и Министерство труда и соцзащиты соответственно.

Но консультант все равно не оставит абонента без помощи, разъяснит общие моменты законодательства Республики Беларусь, а также подскажет куда еще можно обратиться, продиктует все необходимые номера телефонов и адреса учреждений.

На некоторые вопросы могут ответить только сотрудники компетентного органа иностранного государства: например, о специфических дополнительных документах, необходимых для получения вида на жительство в той или иной стране мира. Мы не можем угадать, какие дополнительные документы потребуют у того или иного человека. Поэтому мы всегда советуем уточнять информацию в компетентном ведомстве.

Если консультант не может ответить на вопрос сразу, то вся команда приходит на помощь. Когда ответ найдет, мы перезваниваем абоненту. За 15 лет работы Программы «Ла Страда» еще ни один абонент не остался без ответа.

– В какие сложные ситуации попадают абоненты за рубежом? И как вы помогаете им эти трудности преодолеть?

– Порядка 2% абонентов обратились к нам с запросом о сложной ситуации за рубежом в 2016 году. Среди них 6% – это обращения, которые могут быть связаны с торговлей людьми, 34% связаны с розыском граждан, 21% – с утерей, кражей документов за рубежом, 21% – с нарушением трудовых прав мигрантов.

В основном наша помощь информационная. Мы объясняем алгоритм действий для пострадавшего или их родственников. В критических ситуациях люди часто теряются, не знают, как им поступить и куда обратиться. Мы помогаем связаться с общественными организациями, сотрудниками посольства, иных органов в Беларуси и за рубежом, которые могут помочь в сложившейся ситуации.

– Насколько эффективна работа линии? Ведь Программа «Ла Страда» работает уже 15 лет.

– Именно то, что мы работаем 15 лет и наши услуги востребованы, свидетельствует о том, мы нужны абонентам.

Я часто слышу мнение о том, что в интернете полно информации, и все, при желании, можно найти самостоятельно. Однако в интернете много непроверенных и противоречивых сведений. Иногда приходится поломать голову, чтобы найти хоть крупицу верных данных.

Специалисты инфолинии 113 несут ответственность за достоверность предоставляемой информации. Замечу, что консультанты Программы «Ла Страда» – юристы. К примеру, они могут проверить потенциальный трудовой договор с иностранным нанимателем с юридической точки зрения. Чего в интернете не сделаешь.  

Кроме того, есть граждане, которые не могут найти нужную информацию о законодательстве другой страны на иностранном языке. Для них наша помощь особенно важна.

Беседовала Анна Карпук

Возврат к списку