Германия
Италия
Россия
США
Франция
ОАЭ
Польша

Особенности национального туризма: "за покупками" в Литву и Польшу

09.01.2013
Особенности национального туризма: "за покупками" в Литву и Польшу

В эти дни белорусы активно едут в ближнее "капиталистическое" зарубежье. На маршруте "Минск-Вильнюс" вводят дополнительные поезда: в столице соседней Литвы белорусы покупают подарки, бытовую технику и множество нужных и не очень нужных вещей, помеченных ценником с впечатляющей скидкой.

"Не очень много в этот раз купила, - отшучивается минчанка Ирина, рассовывая по переполненным багажным полкам увесистые пакеты. - Наших сейчас в вильнюсских магазинах больше, чем литовцев".
Еще один мой попутчик сетует, что "все приходится тащить на себе", потому что очереди на пунктах досмотра автомобилей неимоверные.

"Бизнес" и граница

В канун праздников белорусский МИД был вынужден вручить ноту литовской стороне: на границе "застряли" более тысячи грузовиков.

Очередь, впрочем, спровоцировал не праздничный снабженческий ажиотаж: в начале декабря на литовском пропускном пункте Мядининкай за взятки и злоупотребление служебными полномочиями была задержана треть сотрудников. По информации литовских следователей, водители большегрузов за "быструю" проверку на границе вручали служивым по 20-40 литов (7-15 долларов); суммы "откупных" за обнаруженные при пересечении границы нарушения не сообщаются.

Владельцев личного транспорта в числе свидетелей при расследовании самого крупного в истории суверенной Литвы антикоррупционного скандала не оказалось. По понятным причинам.

"Издеваетесь? Зачем мне рубить сук, на котором я сижу?" – говорит белорус Алексей. Он регулярно, соблюдая установленный Минском "регламент" поездок, отправляется из приграничного поселка в соседнее государство с полным баком бензина и припрятанными пачками сигарет.

Бензин и сигареты из-за разницы в цене остаются самым выгодным "обменным" товаром. Еще везут дешевые белорусские лекарства, детское питание. Водку в Литву стало возить невыгодно – в литовских супермаркетах появились белорусские марки по доступной цене.

А вот в Польше на белорусской "беленькой" еще можно заработать "по мелочи".

"Контрабандный" поезд отменяют

Польские власти заявили о намерении отменить в 2013 году прямой маршрут "Гродно-Белосток". Пассажиров из белорусского Гродно в польском пункте пограничного и таможенного контроля Кузница пересадят в новый состав.

"Им будет невыгодно раскручивать поезда и прятать сигареты, потому что просто не будет времени их вытащить", - пояснил причины нововведения вице-маршалок Подлясского воеводства Валентин Корицкий.

Белостокское "Радыё Рацыя" сообщает, что проблему "контрабандного поезда" Корицкий уже обсудил с дипломатами-консулами на белорусской и польской сторонах и заручился поддержкой плана отмены "контрабандного поезда".

По сведениям ответственных ведомств, изменения в движении состава в Литву дали эффект и сократили объемы мелкой контрабанды – белорусский скорый поезд до Вильнюса не останавливается на мелких станциях на белорусской стороне, а стоимость проезда из столицы в столицу, увеличенный накануне нынешнего Рождества еще на 45%, делает "бизнес" ушлых бабушек бессмысленным.

Но литовские пограничники, оснащенные шуруповертами, все еще находят за обшивкой вагонов припрятанный товар.

И маршрут "Брест-Тересполь", трижды в день и всего за полчаса переправляющий через реку Буг неиссякаемых пассажиров, не просто так по традиции зовут "спиртовозом".

Любопытно, что несколько лет назад, как раз накануне Рождества, мы со съемочной группой Би-би-си намеревались снять отправку такого состава из Бреста. Договоренности с местными службами были достигнуты, но брестский вокзал внезапно объявили заминированным. "Мину" суровые спецслужбы искали весь предрождественский день, но так и не нашли.

"Испортили вы праздник! Ни себе, ни людям. Самый торговый день отменили", - посмеивался перевозивший наше оборудование водитель-брестчанин.

Проблема приграничных льгот

Переговоры об упрощении порядка контактов жителей приграничных территорий Минск ведет со всеми своими западными соседями. С Литвой, например, два года назад было подписано соглашение о порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий.

Стороны ратифицировали документ, но так называемое "малое приграничное движение" между странами еще не действует.

"Не надо говорить, что мы - причина того, что у нас не работает малое приграничное сотрудничество. Не в нас причина", — заявил в средине декабря президент Александр Лукашенко, принимая в Минске членов Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии.

Причиной пробуксовки соглашения белорусский президент назвал разницу в политических подходах Вильнюса к другим постсоветским странам. Литовская виза, по его словам, для белорусов стоит дороже, чем для россиян, а украинцам выдается бесплатно.

"Почему? Это вы так хотите с нами сотрудничать? Вы избирательно начинаете бороться против Беларуси. Я как президент как должен на это реагировать? - возмутился Лукашенко. - Если вы хотите, я к вам приеду и расскажу. Но вы же боитесь, чтобы я даже к границе подъехал".

В белорусском Погранкомитете говорят о причинах более прозаичных: пункты пропуска и приграничная инфраструктура могут не справиться с потоком желающих отправиться за кордон.

По условиям соглашения с Литвой, например, круглогодичным выездом по дешевой (20 евро в год) визе могут воспользоваться около 600 тысяч жителей Беларуси и 800 тысяч литовцев. Количество участников белорусско-польского проекта не меньше.

"Малое товарное движение"

"Это, по сути, "малое товарное движение", как говорят наши польские коллеги, - замечает пресс-секретарь Госпогранкомитета Александр Тищенко. - Написано в соглашении: для укрепления родственных связей, поддержания культурных, конфессиональных контактов. Но на деле все эти связи – до ближайшего гипермаркета и обратно".

"На Брестчине, Гродненщине видели "долины нищих" с шикарными коттеджами? Люди не работают не то что годами – десятилетиями, они занимаются только перемещением товаров через границу. И не только белорусы – поляки, литовцы не прочь воспользоваться такой схемой", - продолжает он.

Специалисты отмечают: Беларусь не готова зарабатывать на гостях из-за границы. Мало в белорусском приграничье отелей, придорожных кафе, привлекательных торговых точек. Соседняя Польша, между тем, в уходящем году получила в приграничных восточных районах более 2 млрд долларов прибыли от заезжих белорусов, украинцев, россиян.

Формула малого приграничного движения в уходящем году реализована Беларусью только на латвийском направлении.

В Минске официально говорят, что на небольшом количестве участников белорусско-латышского проекта отрабатывается оптимальная схема действия таких соглашений. А неофициально признают: 400 белорусов, попадающих в рамках соглашения в зону малого приграничного движения, не слишком рвутся за покупками в дорогую по ценам Латвию, но до шести тысяч латышей вполне могут соблазниться и приехать за дешевыми, по их меркам, товарами.

По материалам bbc

Возврат к списку