Германия
Италия
Россия
США
Франция
ОАЭ
Польша

Белорусская миграция: на Восток или на Запад?

23.02.2013
Белорусская миграция: на Восток или на Запад?

В решении своих экономических и демографических проблем многие страны мира прибегают к законам, которые стимулируют привлечение молодых мигрантов и востребованных экономикой специалистов разного профиля. Так, в борьбе за специалистов своеобразным ответом Евросоюза на американскую грин-карту стало введение в 2009 г. «европейской голубой карты».

Нередко свои экономические мотивы правительства прикрывают заботой об «утерянных» соотечественниках. К сожалению, такая благородная мотивация не облегчает участь состояния человеческого капитала в соседних странах.

Белорусы в погоне за «картой поляка»

В октябре 2012 года МИД Польши отрапортовал о 100 тысячах выданных «карт поляка». Из них более 30 тысяч получили белорусы. При этом вице-министр иностранных дел Януш Цисэк подчеркнул, что если бы не противодействие госорганов Беларуси, то положительных решений о выдаче карты было бы по крайней мере вдвое больше.

Действительно, белорусская государственная машина дала определенный отпор польской инициативе. Конституционный суд Беларуси весной 2011 г. постановил, что нормы закона «О карте поляка» противоречат принципам международного права, нарушают ряд международных и двусторонних соглашений. В соответствии с прошлогодними поправками в закон «О государственной службе», белорусским чиновникам запрещено пользоваться «картой поляка» и аналогичными документами, предоставляемыми другими странами. Несоблюдение этого требования — основание для освобождения госслужащего от занимаемой должности.

Отрицательная реакция Беларуси на «карту поляка» легко объяснима: недружелюбная по отношению к официальному Минску страна создала положительные стимулы, которые позволяют распространять свою «мягкую силу» среди населения соседнего государства. Причем положительные факторы, стимулирующие привлекательность Польши, зачастую даже не ценностные, а сугубо материальные. Большинство белорусов стремятся получить «карту поляка» не по причине духовной связи с родиной Шопена и Коперника, а с целью легального трудоустройства в Польше, получения специальной образовательной стипендии либо — еще проще и прагматичнее — беспроблемного получения долгосрочной национальной визы, позволяющей пребывать в Польше и путешествовать по странам шенгенской зоны.

Пока государственная система борется с картой поляка, потенциально намного более серьезную проблему предвещают планы России. В то время как наличие «карты поляка» у жителя какой-либо из стран бывшего СССР не подразумевает получение польского гражданства, в России разрабатываются законопроекты, которые могут повлечь массовую замену белорусами синих паспортов на красные.

Законопроекты о радикальном упрощении получения гражданства России

Общий порядок получения российского гражданства требует проживания в России со дня получения вида на жительство в течение 5 лет (в очень редких случаях — 1 года). В довольно редких случаях белорусы могут прибегать к упрощенной процедуре, которая не требует 5-летнего минимума проживания и занимает до 6 месяцев. Упрощенная процедура распространяется на родившихся в России или проживавших на территории России до 21 декабря 1991 года, имеющих близких родственников и получивших высшее или средне-специальное образование в России после 1 июля 2002 г.

В настоящее время российский парламент рассматривает сразу два законопроекта, которые предполагают радикальное упрощение условий получения российского гражданства так называемым «иностранным соотечественникам», под определение которых подходят миллионы жителей ближнего зарубежья. Законопроекты предполагают сделать для иностранных соотечественников и их прямых потомков более доступным упрощенный порядок приобретения российского гражданства. А именно: отменить требования обязательного 5-летнего срока проживания в России и наличия вида на жительство РФ, подтверждения наличия законного источника средств к существованию и владения русским языком на определенном уровне. Один из законопроектов (предложен сенатором М. Капурой) позволяет соотечественникам наряду с российским сохранять предыдущее гражданство и предлагает предоставить дипломатическим представительствам и консульским учреждениям РФ полномочия по решению вопросов о приеме в российское гражданство.

Комитет по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы поддержал оба законопроекта и предложил рассмотреть их на пленарном заседании парламента совместно, в порядке рейтингового голосования. На практике, в случае вхождения одного из законопроектов в законную силу Россия теоретически может дать свое гражданство десяткам тысяч белорусов в течение года-двух.

Россия с более высокими уровнями зарплат, более либеральным рынком труда и большей дифференциацией уровня зарплаты в зависимости от уровня квалификации уже сегодня довольно привлекательна как для низкоквалифицированных трудовых мигрантов, так и для части высококвалифицированных белорусов. Еще более опасно, с точки зрения белорусской национальной безопасности, то, что Москва имеет достаточное количество механизмов воздействия на чрезвычайно зависимую от РФ белорусскую экономику.

Более того, Россия настойчиво продвигает вопрос введения безвизового режима с ЕС, что может стать реальностью к 2015-2016 гг. Тем временем Беларусь является абсолютным аутсайдером в сфере визовых отношений с ЕС среди стран региона и до сих пор не приступила к переговорам даже о Соглашении об упрощенном визовом режиме. Следует полагать, что при таком раскладе тысячи белорусов не постесняются получить российское гражданство (особенно, если при этом будет сохранено белорусское) лишь для того, чтобы значительно облегчить перемещение по Евросоюзу.

Предвыборное обещание Путина: умная миграционная политика

Сразу же после своего переизбрания в 2012 году Путин серьезно занялся реформированием миграционной политики России. В своей программной статье он поставил конкретную задачу: «Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год». По всей видимости, Путин и его помощники сделают все возможное, чтобы уже к следующей президентской кампании 2016 г. предъявить общественности конкретные достижения в этой области.

Причем «умная» миграционная политика, пишет Путин, должна, среди прочего, исключать «потенциальные этнокультурные и другие риски». Под этой политкорректной фразой имеется в виду разумное квотирование трудовых и постоянных мигрантов по странам происхождения.

Так, согласно опросу ВЦИОМ января 2012 г. среди жителей Москвы, чувства наибольшей симпатии респонденты испытывают к русским (44%), белорусам (17%) и украинцам (15%). Все остальные этносы в предпочтениях москвичей набрали не более 3%. В категории национальностей, к которым респонденты испытывают чувства раздражения, неприязни, кавказцев назвали 31%, таджиков — 23%, азербайджанцев — 17%, узбеков — 13%. Половина (51%) опрошенных москвичей назвали межнациональные отношения в городе напряженными, плохими или конфликтными, по данным опроса ВЦИОМ 2010 г.

Самые любимые и нелюбимые национальности у москвичей
Опрос ВЦИОМ января 2012 г.
Открытый вопрос, возможны несколько вариантов ответов



Формулировка понятия «соотечественник» поможет в «отборе»

Помочь России в миграционном отборе, вкупе с предполагаемыми нововведениями в законодательство (если они будут приняты), позволит хитрая формулировка понятия «соотечественник» в российском законе. Соотечественниками признаются «лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства». То есть, наличие гражданства СССР в прошлом и проживание в государстве бывшего СССР не дают право лицу считаться соотечественником, но и не исключают этого.

Таким образом, российские органы на практике могут ограничивать предоставление статуса «иностранного соотечественника», например, жителям центрально-азиатских стран и либерально подходить к обращениям кандидатов из Беларуси, Украины и Молдовы. Иными словами, Кремль в своих же экономических и демографических интересах может предложить нужным своему рынку труда десяткам и сотням тысяч граждан из более «предпочтительных» стран стать полноценными гражданами России.

Дополнительные бонусы для иммигрантов формулирует обновленная программа переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Сама госпрограмма стартовала еще в 2006 году, но продвигалась с трудностями. За все эти годы ей воспользовались менее 100 тыс. человек, при планах в сотни тысяч. Условия госпрограммы в новой редакции содержит начавший свое действие 31 декабря 2012 подписанный Путиным «Указ о реализации госпрограммы содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом».

В целом, «иностранные соотечественники» и члены их семей, решившиеся переехать на постоянное место жительства в Россию, имеют право на компенсацию расходов на переезд, получение «подъемных» и ежемесячного пособия из российского бюджета. Последний выплачивается в течение периода времени до 6 месяцев тем, кто переселяется в регионы «приоритетного заселения» и не имеет дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством деятельности. То есть, правительство предоставляет социальную поддержку на время поиска переселенцами подходящей работы. При этом статус приоритетных (регионы со стратегически важным значением и недостатком трудовых ресурсов) имеют не только далекие Бурятия и Сахалин, но, например, соседние с Беларусью Смоленская и Псковская области.

Реагируем… А надо упреждать

Пока официальный Минск самоотверженно защищает госсобственность, Москва может покуситься, пожалуй, на самое ценное, что осталось в стране — человеческий капитал. Тем временем как Россия и Польша активно разрабатывают механизмы привлечения на свои рынки труда квалифицированной рабочей силы, в том числе (и не в последнюю очередь) из Беларуси, действия официального Минска в этой сфере реагирующие, а не упреждающие.

Миграционное законодательство Беларуси не соответствует текущим и будущим потребностям экономического и демографического развития страны, интересам белорусских работодателей и общества, и должно быть реформировано. Так, в «Национальной программе демографической безопасности РБ на 2011-2015 гг.» весьма ограниченное внимание уделяется мерам по привлечению высококвалифицированных иммигрантов, в том числе этнических белорусов. Ситуацию усугубляют чрезмерно зарегулированный рынок труда и отсутствие структурных реформ. Ряд исследований (Тимошенко, 2010) предлагают конкретные меры совершенствования системы регулирования миграции трудовых ресурсов в Беларуси, заслуживающие большего внимания госорганов.

Для противодействия потенциально неприятной ситуации, угрожающей национальной безопасности страны, следует модернизировать всю систему управления миграционными процессами, либерализировать рынок труда, провести структурные реформы и активизировать упрощение визового режима с Евросоюзом.

naviny.by

Возврат к списку