Италия
США
Франция
Россия
Германия
Польша
ОАЭ

Учеба в Нидерландах: что необходимо для поступления в вуз и получения стипендии?

Среди студентов из стран Восточной Европы Нидерланды, как место получения высшего образование, становятся все более и более популярными в последние годы. Голландские университеты входят в двадцатку лучших учебных заведений Европы и в топ-100 университетов мира. Однако, «грызть гранит» науки сюда приезжают не только из-за высокого качества образования, но и по причине особой атмосферы свободы и дружелюбия в этой стране.

sasha1.jpgНаша соотечественница Александра поделилась с Программой «Ла Страда» своей историей учёбы в Нидерландах.

- Александра, как и почему принималось решение учиться за границей и конкретно в Нидерландах?

- Желание получить образование за границей пришло еще тогда, когда я училась на втором курсе факультета маркетинга БГЭУ. Тогда меня, кроме учебы, очень интересовала общественная жизнь и сфера неправительственных организаций. Ещё со школьных лет я была вовлечена в деятельность молодежных организаций, с 15 лет много путешествовала, с каждым годом в мою “копилку” прибавлялись новые страны и друзья со всего мира. И вот к концу четвертого курса я решила попробовать найти место учёбы за границей: податься на какую-нибудь стипендиальную программу. Хочу сказать, что для меня тогда было принципиально: получить грант на обучение, так как платить за учёбу за границей я просто не смогла бы.

- Насколько сложно было искать подходящий вуз и нужный грант для учёбы за рубежом?

В начале всё было сложно. Я не знала вообще ничего об этом процессе. Времени уходило ужасно много. Больше полугода потребовалось на поиск места учебы, фонда/гранта, сбор и подготовку всех необходимых документов для поступления. Больше всего времени занял процесс написания мотивационного письма, рекомендаций, перевода дипломов и оценок, подготовка и сдача квалификационного экзамена TOEFL, ну и заполнение всяческих анкет.
Результат был такой: 3 университета меня брали, но с условием самостоятельной оплаты обучения, а все 3 фонда, куда я подала документы на стипендию, мне в ней отказали!

- А вы знаете, по какой причине это произошло?

- Думаю, это была только моя ошибка. Тогда, в первую попытку получить стипендию на обучение за границей, я выбирала специальности, связанные с маркетингом. А в специальности этой я разочаровалась ещё во время учёбы в БГЭУ. Не удивительно, что мои мотивационные письма были что называется «высосаны из пальца». Это я сейчас понимаю, перечитывая первую мотивацию.
Но после отказа сдаваться я не стала и, не откладывая, начала новые поиски.
К тому времени у меня уже поднакопился опыт тренерской работы с различными группами людей, я с удовольствием изучала темы прав человека и гендера.
Так что вопрос выбора не стоял: я четко понимала, чего хочу в будущем и какое образование мне для этого необходимо. И также я понимала, что в Беларуси не смогу получить качественно иного уровня образования в области развития (development studies) и совершенно другого подхода к знаниям.

- Насколько успешной оказалась вторая попытка?

- Почти два месяца у меня ушло на поиск университета и специальности, которые бы точно соответствовали моему запросу. Затем я недели две готовила мотивационное письмо, “заточенное” именно под нужную специальность, полученный мною опыт работы в Беларуси и профессиональные планы на будущее. Так как рекомендации и все остальные документы были готовы еще с прошлого года, мне оставалось только найти средства для оплаты обучения. К сожалению, выбранный мной университет не оказывал материальной поддержки выходцам из Беларуси, поэтому нужно было искать другого спонсора.
И тут мне очень повезло: Совет Европы выделил средства для финансирования обучения студентов из Беларуси в странах Евросоюза. Среди счастливчиков была и я. Совет Европы предоставил стипендию на мое обучение, которая в полной мере покрывала все расходы, связанные с оплатой обучения, проживанием и проездом.
Так что, подавшись в декабре, в марте я уже знала, куда я еду и когда: мою кандидатуру одобрили и университет, и Совет Европы параллельно. Было место учебы и средства, чтобы её оплатить. Хочу сказать, это было достаточно неожиданно, так как в этот раз я затратила гораздо меньше сил на подготовку и поиск гранта.
Из всей этой истории я сделала один очень важный вывод, которым хочу с вами поделиться: во-первых, если вы чего-то очень хотите, то добивайтесь этого, несмотря ни на то, и все получится; а во-вторых, вы должны четко понимать, чего вы хотите и зачем вам это нужно. Иначе, если вы будете “плавать” даже в том, на кого хотите учиться, то у вас вряд ли получится выиграть стипендию. Сейчас я убеждена на 100%, что самым важным фактором получения гранта на учебу является именно мотивационное письмо, а совсем не ваши оценки или наличие знаний.

- Расскажите о самой программе и университете, который выбрали?

Я искала магистратуру. Не хотелось тратить снова 4 года на получение бакалавриата. Также хочется отметить, что при наличии хотя бы небольшого опыта работы в выбранной вами сфере, достаточно 1,5 – 2 года дополнительно поучиться, чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда.
В Нидерландах я нашла свой идеальный вариант учебы – Институт Социальных Исследований /International Institute of Social Studies/, ассоциированный с Erasmus University Rotterdam. Этот вуз находится в Гааге. Рейтинг высокий - второй в мире по качеству образования в сфере развития.
Правда, кроме Гааги, в моем списке были ещё Эдинбург и Лондон, но при подсчетах стало ясно: стипендии в 1 000 евро в месяц не хватит, чтобы жить в этих городах более-менее достойно. А подрабатывать там я не собиралась, хотя и имела на это права (до 20 часов в неделю по законодательству). Для себя я решила, что моей основной целью является полная отдача учебе и новым знаниям. И об этом решении я не пожалела ни на одну секунду. Кстати, для белорусских реалий моя специальность звучит своеобразно: специалист в области Перспектив Социальной Справедливости, магистр наук по правам человека и гендеру.