Италия
США
Франция
Россия
Германия
Польша
ОАЭ

Учеба в магистратуре США

Учеба за границей открывает перед человеком бесконечное количество возможностей, причём не только профессиональных. В этом убедилась наша соотечественница Галина, которая поделилась с Программой «Ла Страда» своей историей учебы за рубежом.
Мы публикуем вторую часть нашего интервью.

-- Галина, сложно ли было влиться в процесс учебы в американском вузе? Как складывались взаимоотношения с преподавателями, студентами?

-- На моем курсе было 200 студентов, всех возможных национальностей, возрастов, цветов кожи, религиозных вероисповеданий и ориентаций. Еще двести было на втором курсе магистратуры, и еще человек 50 аспирантов, профессоров и заезжих ученых. В общей сложности, вдруг мой каждодневный круг общения расширился до примерно 500 человек, представлявших собой мини-модель мира по географии и мировоззрению. В этой новой для меня реальности я поняла про себя первую неприятную вещь: я напичкана стереотипами и предубеждениями. Я фильтрую людей по цвету кожи, национальности, ориентации, другим физическим признакам при этом на обоих уровнях: сознательно и бессознательно. Мне потребовалось время и различные жизненные ситуации, чтобы научиться видеть за каждым из этих внешних фасадов Человека и смотреть глубже, в суть человеческой натуры за неважной ширмой цвета кожи, волос, разреза глаз или языка. Единственное объяснение моей узколобости я находила в том, что я ведь выросла в очень гомогенной стране, то есть где все выглядят и мыслят с большего как я. В этом есть определенный комфорт, но есть и узость мышления, о которой я даже не подозревала, пока не столкнулась в непосредственной близости – быт, учеба, общение – с таким количеством разности. Мой вывод – разность – это интересно и здорово, но к ней тоже надо привыкать!

-- Галина, чем от наших отличаются подходы к учёбе, образовательному процессу в США?

Лекции есть, конечно, но они только часть обучения, неотъемлемым компонентом учебы в магистратуре является интерактив. Это означает, что к каждой лекции в идеале студент должен приходить подготовленным и быть в состоянии вести информированную дискуссию, а не просто высказывать обывательское мнение по данной тематике. Расшифрую: быть подготовленным означает прочесть от 100 до 400 страниц учебников (в зависимости от предмета и его частоты в неделю), статей, аналитики на заданную тему. В течение лекции профессор либо может задавать вопросы либо приглашать студентов подискутировать на эту тему. Здесь важно быть осторожным и скромным, потому как это хоть формально и выглядит приглашением высказать свое мнение, но это не значит, что профессора очень уж интересует ваше личное мнение, его интересует, как вы, прочитав, определенное количество литературы по этому поводу, проинтерпретировали ее и готовы представить свою точку зрения с учетом предыдущего накопленного опыта, либо личного либо из аналитики других авторов. Здесь надо сказать, я тоже не раз попадала под обаяние некоторых профессоров, и высказывалась поначалу на разные темы, затем почитав больше и понаблюдав за другими, я поняла, что мои первоначальные суждения зачастую поверхностные и обывательские, совсем не тот уровень, который ожидает профессор. Вывод – к дискуссиям нужно готовиться, мысли нужно фильтровать, потому как зачастую вторая мысль лучше первой, а третья – лучше второй.

И еще момент: нам часто повторяли, что в магистратуре мы должны не только учиться у профессоров на лекциях, но и друг у друга. С этим у меня были сложности: чему я могу научиться у своих однокурсниц и однокурсников и как? Было и определенное чувство высокомерия: что мол, и я не хуже, чему это мне у них учиться?! Было и упрямство: не хуже их буду, сама разберусь! Был и стыд: как признаться, что не понимаю чего-то и попросить помощи, как признаться, что паникую и растеряна?! Не хотелось выглядеть глупой и слабой... В этой сфере тоже пришлось преодолевать и себя, и свои неприятные реакции стыда и зазнайства, и желание самоутвердиться. Как только от этих деструктивных эмоций избавляешься, падает камень с плеч, становится легче и учиться, и общаться.

gala3.jpg
Неотъемлемая неформальная приятная часть общения. Октябрь 2010 года.


- Как были выстроены занятия? Много ли пришлось осваивать самостоятельно?

На моем опыте могу сказать, что огромная часть работы в магистратуре строится на групповых заданиях. Формы могут варьироваться, начиная от групповых исследовательских мини-проектов с последующей презентацией результатов перед всей аудиторией, распределения 400 страниц между 5 людьми и составления краткого содержания о прочитанных 100 страницах для других, и заканчивая индивидуальным решением лабораторных, но совместной работой по проверке результатов и поисков ошибок друг у друга. Групповая работа поощряется и является неизбежной, с такими объемами заданий и чтения просто не справится в одиночку. К тому же, если ты что-то прочел, то это только часть успеха, до тех пор пока ты не обсудил прочитанное с однокурсниками и/или профессором в классе, понял ли ты смысл прочитанного и увидел ли глубину, ты знать не можешь. Вывод – работа в группах с однокурсниками максимально приближенная модель реальной жизни, отсюда ее достоинства и недостатки. В такой работе результат только частично зависит от твоих усилий и старательности, зачастую в конце ты получаешь оценку именно по работе группы. Много ли в реальной жизни работ, где человек делает все в одиночку – практически всегда и во всем мы зависим от профессионализма других людей. Эта хорошая модель и репетиция будущих профессиональных и социальных реалий.

- А свободное время оставалось? Как его проводили?

Свободное время - это необходимость. Учеба обязательно должна чередоваться с неформальным общением и социализацией, культурной программой и просто досугом. Необходимо найти свой баланс количества часов в день, когда ты можешь и должен быть продуктивным, а когда будешь отдыхать. Еще нужно делать скидку на то, что продуктивность у всех разная, но к концу учебы она падает катастрофически практически у всех, потому тоже важно правильно рассчитывать свои силы. Самые любимые мои воспоминания из магистратуры не с лекций и экзаменов, а вот именно с такого неформального общения с людьми со всех стран мира.

- И как складывалось это общение с однокурсниками?

Это были удивительные люди! Разносторонние, решительные... Мои однокурсницы ездили учить детей английскому в Узбекистан, отстаивали права женщин в Бразилии, боролись с наркоторговлей в Афганистане. Они говорили на нескольких языках, управляли самолетами, боролись с последствиями изменения климата в Кении, играли на музыкальных инструментах.... И многие из них просто хорошие и веселые люди, которые любят танцевать, петь и дурачиться. Это делает мир одновременно маленьким и большим, уютным, но полным разнообразия, понятным, но вместе с тем удивительным! Никогда уже не смогу смотреть новости по телевизору с моей былой отвлеченностью, когда говорят про Африку или Ближний Восток. Ведь практически с каждой страной есть какие-то личные ассоциации.


gala4.jpg

Все радуются дважды: когда поступают в магистратуру, и когда наконец ее заканчивают! Май 2012 года


- Галина, как вас изменила учёба в США? Что она дала вам прежде всего в личном плане?

Хочу сказать, что я бы каждому пожелала подобного опыта в жизни. Есть люди, которые познают себя и смысл жизни, оставаясь при этом на одном месте, я такими людьми искренне восхищаюсь, но к ним явно не принадлежу. Мне нужно было выйти из зоны моего комфорта, чтобы узнать столько всего о мире и как следствие понять столько всего про себя.

А ещё нужно было это и для того, чтобы вернуться в Беларусь, если и не новым, то обновленным человеком: добрее, терпимее, космополитнее и скромнее, с новым пониманием и видением себя и своей страны. Я очень люблю жить в Беларуси, мне нравится приносить пользу и применять навыки, полученные за рубежом, но с не меньшим азартом и удовольствием я путешествую и живу за границей. Это одновременно и редкий дар, но и приобретенный навык – иметь корни и частичку родины в душе, но уметь жить в любой точке нашего маленького необъятного мира.

- Большое спасибо! Успехов вам!

Беседовала Светлана Мацкевич,
Программа "Ла Страда".